скачать текст в формате Word


К вопросу о преступлениях против религии в Древнем Риме


      В Интернете и сейчас встречаются демотиваторы и посты о том, что в Древнем Риме не карали за преступления против богов, так как римляне были настолько продвинутыми, что оставляли богам самим разбираться со своими обидчиками. По мнению авторов таких постов римляне считали, что если боги не накажут осквернителя их религии, то какие они после этого боги?
      Ранее такие посты использовались для оправдания участниц коллектива Pussy Riot, как бы намекая читателю, что даже в ополоумевшем от дикости кровожадном и распутном Древнем Риме за оскорбление чувств верующих не наказывали, а через две тысячи лет в интеллектуально и культурно развитой России за то же самое дают два года с отбыванием в колонии общего режима. Какой ужас, не правда ли?
      Оставим Россию и вернёмся к тезису о безнаказанности преступлений против религии в Древнем Риме.
      К сожалению для авторов постов и фанатов перепоста, этот тезис опровергается несколькими хрестоматийными примерами.
      Во-первых, нужно отметить, что во всех древних обществах религиозные преступления карались достаточно жестоко, в том числе в античной Европе. Например, Сократ был приговорён к смертной казни, согласно приговору, именно «за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе». Каким бы интеллектуалом не был Сократ, и как бы мы не старались выявить истинные мотивы расправы над ним, и как бы ему не сочувствовали, из его примера следует, что в Афинах за преступление против официальной религии применялась санкция в виде смертной казни.
      Древний Рим в этом смысле тоже не исключение. Наиболее показательным примером служит смертный приговор в отношении Реи Сильвии, матери близнецов Ромула и Рема, один из которых собственно основал этот самый Рим.
      Будучи весталкой, Рея Сильвия была обязана хранить невинность, однако, утратила её в результате связи то ли с богом Марсом, то ли с собственным дядей царём Амулием. По причине нарушения ею обета целомудрия, данного богине Весте, т.е. в результате совершения Реей Сильвией религиозного преступления, её казнили, по одной версии закопав живьём в землю, по другой версии, утопив в Тибре.
      В историческое время упоминания о казнях весталок за преступный блуд неоднократно приводил, в частности, Тит Ливий. Несчастных, как правило, закапывали живьём (Попилия, Оппия, Секстилия, Отилия, Эмилия, Лициния, Марция), некоторые успевали покончить с собой (Флорония).
      Во-вторых, в те времена, когда принцепсы, или как их ещё называют – императоры, стали считаться олицетворением божества, статуи принцепсов размещались в пантеонах каждого римского города. Поклонение статуе принцепса было обязательным, а отказ поклониться считался религиозным преступлением. Ни для кого не секрет, что казни христиан, отказывавшихся по религиозным же соображениям поклоняться статуям императоров, носили массовый характер, например, при Диоклетиане.
      При Тиберии возле его статуи нельзя было говорить непристойности, плясать, справлять нужду. Закон об оскорблении величества lex majestatis применялся, в том числе в случаях неосторожных высказываний и оккультной практики в отношении принцепса или членов его божественной семьи. Например, когда в 21 г.н.э. сын Тиберия Друз сильно заболел, некий Клуторий Приск сочинил панегирик на его смерть, надеясь вручить стихи Тиберию, когда Друз умрёт, и получить щедрое вознаграждение. Сенаторы узнали об этом раньше, чем Друз умер, и казнили поэта на основании lex majestatis, за что удостоились похвалы от Тиберия.
      Можно предположить, что танцы в храме около статуи императора с криками «Минерва, Диоклетиана прогони!» закончились бы для танцовщиц вполне законной смертной казнью, и не обязательно быстрой.
      И в-третьих, за какие-то преступления против религии могли просто высечь или оштрафовать, но применение таких санкций также относится к действию закона или, выражаясь казённым языком, является мерой государственного принуждения, обеспечивающей соблюдение законодательства отдельными гражданами.
      Говоря же о тех случаях, когда римляне считали, что боги сами в состоянии за себя постоять, всегда следует помнить следующее. Когда осуждённого предавали мщенью богов sacer esto, его ставили вне общения людей и вне всякой защиты закона. Это означало, что любой член общины был вправе безнаказанно убить преступника и отобрать любое его имущество. Надо ли говорить о том, что возможность легко обогатиться за чужой счёт приводила к ликвидации преступника в кратчайшие сроки, если он не успевал исчезнуть из поля зрения бывших сограждан. Иногда государство даже поощряло деньгами убийц преступников, поставленных вне закона. Например, во времена Суллы работа частных лиц по розыску и убийству поставленных вне закона проскриптов превратилась в некий вид профессии, т.е. стала примерно тем же, чем промышлял герой Клинта Иствуда в фильме «Хороший, плохой, злой».
      Случаев прекращения уголовного производства по делам о нарушении культа божественного императора немного, нарушения в них несущественные, и решения о прекращении преследования принимал сам император. Например, Тиберий простил некоего Рубия, который поклялся божественным именем его отца императора Августа, и не сдержал клятвы. Тиберий сказал, что «оскорбление богов ложной клятвой – дело самих богов». Но следует помнить, что в данном случае клялись не именем самого Тиберия, для которого прощение виновников вообще не является характерным, в чём можно убедиться по текстам Светония и Тацита. Например, в 20 г.н.э. по обвинению в обращении к халдейским жрецам с враждебным семье Цезаря (Тиберия) умыслом была умерщвлена аристократка Эмилия Лепида, правнучка Суллы и Помпея.
      Таким образом, говорить о том, что римляне попускали святотатства, и нарушитель религиозных предписаний оставался безнаказанным, нельзя. Напротив, те действия, которые в просвещённой Европе сейчас считаются нормальными, например, нарушение обета безбрачия священником или публичные призывы к богам в храме прогнать действующего главу государства, в Риме считались религиозными преступлениями и карались самым жестоким способом.
      В этой заметке не обсуждается справедливость приговоров в отношении всех вышеуказанных лиц, в том числе уже откинувшихся с нар участниц Pussy Riot. Речь шла исключительно о нелепости демотиваторов и постов, не основанных на фактах, но до сих пор всплывающих в Интернет пространстве.
      
      Александр Шестаков. 28 мая 2016г.